Супервизия

                                                           Супервизия - форма повышения квалификации, уровня мастерства (сродни российскому процессу наставничества). Такой метод

                                                           усовершенствования чьей-либо деятельности был введен в практику психоанализа З.Фрейдом и его последователями, а затем стал 

                                                           применяться в психологии, педагогике, некоторых иных сферах деятельности.

 

В психологии супервизия происходит в виде обсуждения клинического материала, предоставляемого супервизору практикующим специалистом (личных сессий в доступном для восприятия (аудио или текстовом) формате).

 

В разных разработках упоминаются разные формы такой работы (неформальная консультация, беседа, семинар-практикум, вебинар, демонстрация опыта коллег, тренинг, педагогическая мастерская, методическое совещание и др.), хотя они являются, скорее, формой передачи мастерства, чем способом проверки навыков на эффективность их применения.

 

Не должно складываться представление о том, что подобный метод был ОТКРЫТ  современными психологами. Основы подобного подхода к познанию заложены еще Сократом. Критикуя привычное образование, основанное на научении, передаче ученикам готовых знаний в виде кем-то добытых истин, Сократ полагал, что им необходимо предоставить возможность для самостоятельного поиска и объяснения смысла путем самопознания и разрешения внутренних противоречий. Педагогическую помощь в этом процессе Сократ назвал майевтикой – искусством извлекать скрытое в человеке правильное знание с помощью искусных проблемных вопросов. Майевтика Сократа – это прежде всего умение ставить грамотные вопросы в диалоге, или, в трактовке Аристотеля, это индуктивный метод или аналитика понятий.

 

В значительной степени, в ходе работы с клиентом регрессолог выступает в роли специалиста по майевтике, поскольку основным инструментом работы регрессолога является вопрос.

 

Считается, что супервизором может быть специалист, прошедший специальную подготовку или имеющий соответствующий опыт, признанный достаточным в том или ином сообществе. Супервизор не просто «старший» и более опытный коллега, но специалист, имеющий, кроме большого опыта работы, и специальные знания и навыки по обучению коллег в части повышения эффективности применения техник и методик, имеющихся в рамках школы (направления деятельности). 

Супервизия может быть индивидуальной (супервизант и супервизор) и групповой (несколько супервизантов и супервизор).  На супервизию может собираться группа, где формально нет наставника - более опытного терапевта, и тогда такой формат будет называться интервизией.

 

В принятой практике нет универсального подхода к супервизии. В любом случае, общим является отслеживание работы менее опытных специалистов с точки зрения точности применения методик, принятых в том или ином сообществе, соответствия их взглядов концептуальным позициям той школы (направления), в рамках которой осуществляется супервизирование. Соответственно, для этого должны быть описаны:

 

1) концепция школы (общее представление о мировоззренческих постулатах, на которых основываются участники исследовательского и консультационного процесса);

 

2) применяемые  методы (авторские или заимствованные из других школ, в том числе и модифицированные);

 

3) ожидаемые результаты, на которые имеет право рассчитывать клиент (в абсолютной степени или же максимально приближенной к абсолютному результату).

 

Описание должно быть формализовано в виде труда, защищенного авторскими правами.

 

Цель супервизии - способствовать профессиональному «взрослению» специалиста, позволить ему перейти от некоторой зависимости от своего учителя к профессиональной автономности, от неуверенности к спокойному творчеству, от идентификации с мастером к выработке собственного стиля работы.

 

В рамках Русской школы регрессионных исследований целью супервизии является формирование команды специалистов, действующих относительно автономно, но при взаимной информационной и организационной поддержке (в том числе через размещение информации о специалистах на сайте ЦРИ «Пробуждение» и других общих ресурсах).

 

В ходе супервизии может происходить некоторый (не глубинный) анализ личности супервизанта, в результате которого последнему может быть предложена индивидуальная аналитическая и коррекционная работа, в которой супервизор выступает в роли оператора, а менее опытный специалист - в роли клиента, ведомого.

 

Однако такая работа уже выходит за рамки супервизорской деятельности, и ее результат не может влиять на выводы супервизора.  

 

Процедура супервизии является добровольной. Она начинается и проводится по желанию менее опытного специалиста, который намерен усовершенствовать свои практические навыки, решить отдельные вопросы, либо желает получить организационную и информационную поддержку со стороны ЦРИ «Пробуждение».

 

При этом каждый специалист имеет право использовать методы, практикуемые за рамками данной школы, если он на практическом опыте убедился в их эффективности и может это аргументировано доказать на примерах из личной практики. 

 

Задачи тренера-супервизора в рамках деятельности Центра регрессионных исследований:

1) оказывать содействие специалистам и кандидатам в специалисты Центра (психологам, осуществляющим деятельность в направлении регрессионного поиска и трансовой терапии) в приобретении знаний, необходимых для индивидуальной работы, в повышении мастерства и личной эффективности (через семинары, тренинги, индивидуальное обучение);

2) вырабатывать мотивированные рекомендации для Центра о возможности привлечения специалистов-практиков к участию в мероприятиях центра, в проведении индивидуального обучения, консультирования (при этом окончательное решение остается за Центром);

3) оказывать содействие в разборе сложных клиентских ситуаций по запросам специалистов-практиков.

Ответственность за результаты своей работы несут лично специалисты-практики.

Отношения между сторонами супервизии устанавливаются путем взаимного согласования возможностей и интересов сторон (условия проведения супервизии - дата, время, способ связи, информация для рассмотрения, необходима ли оплата, форма представления результатов).

 

Требования к супервизору. Супервизор должен:

1) иметь высшее профессиональное образование, в том числе профессиональную подготовку по специальности «психология»;

2) соблюдать баланс между критичностью взгляда и поддержкой профессиональной самодостаточности специалиста-практика;

3) соблюдать принцип конфиденциальности (супервизор имеет право на частичное использование информации, ставшей ему известной в ходе супервизионной деятельности, только при условии соблюдения полной анонимности клиента. Объем сведений о специалисте, проводившем работу с клиентом, решается по согласованию с ним);

4) не проводит расследование конфликтных случаев между практикующим специалистом и его клиентом.

 

Для обсуждения вопросов, связанных с деятельностью тренера-супервизора, может быть создан экспертный совет.

 

Специалисты, желающие пройти супервизию и разместить свои резюме на сайте Русской школы регрессионных исследований и на сайте ЦРИ «Пробуждение», могут дать заявку в произвольной форме по адресу info@probujdenie.online

 

 С вами свяжутся представители Русской Школы Регрессионных Исследований.

gallery/марка